Топливный кризис все ближе к Ставрополью — что происходит и почему нет бензина
12:05
01.10.2025
Топливный кризис все ближе к Ставрополью — что происходит и почему нет бензина
Жители Ставропольского края с тревогой следят за новостями о дефиците бензина в разных российских регионах и даже сталкиваются с отсутствием топлива на местных заправках.
Ограничения на покупку бензина — одна из самых обсуждаемых проблем. С ней уже сталкиваются автомобилисты с Дальнего Востока, Крыма, а также владельцы машин из Ростовской, Московской, Рязанской областей. О проблемах периодически в соцсетях рассказывают и жители Ставропольского края. Узнали, что происходит, и попытались выяснить, к чему все-таки готовиться ставропольцам.
Что происходит с бензином
В сентябре АЗС в нескольких регионах РФ, преимущественно в Поволжье и в центральных районах страны, начали ограничивать продажу топлива на АЗС. Как рассказали в Независимом топливном союзе, дефицит фиксировался как минимум в десяти субъектах федерации.
Некоторые АЗС устанавливали лимиты на реализацию топлива — не более 10 или максимум 20 литров на одного покупателя. Также появилась информация, что на заправках одной из известных сетей начали отказываться продавать бензин в канистры.
До Ставропольского края проблема в полном масштабе, кажется, еще не дошла. Однако периодически в соцсетях появляются сообщения о том, что бензина той или иной марки на АЗС нет, либо он предлагается по заоблачным ценам.
Что случилось с ценами на бензин
Цены бьют новые и новые рекорды, и это касается практически всех его марок. Эксперты объясняют это сезонностью, а также необходимостью в проведении ремонта на российских НПЗ, ссылаясь на участившиеся атаки БПЛА на объекты отечественной нефтеперерабатывающей инфраструктуры.
После того, как цены на топливо начали расти на бирже, они автоматически увеличились и на АЗС. Так, на Ставрополье бензин за год подорожал на 11%, и это только формально. Жители региона утверждают, что рост на самом деле гораздо интенсивнее, и прямо заявляют, что местные заправки «сошли с ума».
Ждать ли топливного кризиса
Все чаще звучат опасения, что уже скоро АЗС перестанут продавать бензин и дизельное топливо, и в связи с этим Россию накроет топливный дефицит. Другой риск связан с вероятной остановкой выплат демпферных компенсаций НПЗ за сентябрь этого года. Обоснованы ли эти опасения?
Михаил Пермин, коммерческий директор нефтетрейдинговой компании РМ ОИЛ, напоминает: внеплановые ремонтные работы на нескольких НПЗ, вызванные атаками БПЛА, привели к скачку оптовых цен на дизельное топливо более чем на 20% по сравнению с августом. В настоящее время цена составляет от 70 до 89 тыс. руб. за тонну, в зависимости от качества топлива. Она, подчеркивает эксперт, превышает порог в 68,6 тыс. руб. за тонну, при котором заводы имеют право на получение демпферных выплат.
«Если ситуация повторится, и экспорт дизельного топлива останется прибыльным, заводы могут потерять более 10 тыс. руб. демпферных выплат с каждой тонны. Важно учитывать, что акцизы и демпфер рассчитываются за весь месяц, поэтому отрасль с нетерпением ждет конечных расчетов за этот период»,
— отмечает Михаил Пермин.
Эксперт напоминает, что на на увеличение стоимости топлива влияют конкретные факторы. Так, пик потребления дизельного топлива приходится на летний и ранний осенний периоды. Запланированные работы на НПЗ в 2025 году были перенесены на пик сезона — то есть на июль.
«Другие факторы — сокращение объемов демпферных выплат заводам со стороны государства, атаки на нефтеперерабатывающие заводы, вызвавшие внеплановые ремонты и увеличение затрат на обеспечение безопасности»,
— перечисляет эксперт.
Как напоминает Михаил Пермин, Министерство энергетики РФ рассматривает новые правила проведения аукционов дизельного топлива на Санкт-Петербургской бирже. Предлагается снизить пределы допустимых ценовых отклонений при отгрузке продукции железнодорожным и трубопроводным транспортом с текущих 0,5% до 0,01%. Дополнительно планируется ограничить объемы топлива, приобретаемого одним участником торгов. Эти меры, считает эксперт, могут ввести в ближайшее время.
«Есть мнение, что оптимальным решением для насыщения рынка может стать полный запрет на экспорт дизельного топлива. Однако это может привести к убыткам для нефтяных компаний. Такая мера может рассматриваться только как временное решение для предотвращения паники среди населения»,— предупреждает эксперт.
Что будет с ценами на бензин
Вероятность значительного снижения оптовых цен на топливо после введения новых мер невелика, считает Михаил Пермин. Дефицит предложения, скорее всего, будет временным и закончится после завершения ремонтных работ на НПЗ. Ввод заводов в эксплуатацию приведет к увеличению поставок на внутренний рынок и снижению котировок.
«Кроме того, сезонное снижение спроса на дизельное топливо, связанное с завершением сельскохозяйственных работ, должно стабилизировать ситуацию»,— прогнозирует эксперт.
https://newstracker.ru/
Оставить сообщение: